Современное уличное искусство, такое, каким мы привыкли его видеть, возникло относительно недавно. Родиной граффити принято считать Филадельфию. Именно там в 1960-х появились первые художники, которые начали оставлять свои подписи на стенах. И сперва это было обычным способом самовыражения, которое, стоит признать, довольно быстро превратилось в соревнование. Это и сподвигло художников придумывать новые виды и техники исполнения надписей.

История же российского граффити началась почти одновременно с перестройкой — в 1985 году. К этому времени незатейливые надписи на стенах успели эволюционировать от простого к сложному, от заурядных стилизованных форм до нечитаемых хитросплетений, перегруженных визуальными эффектами. Но в какой-то момент стало понятно, что каллиграфическая концепция граффити себя исчерпала. Тогда новые уличные художники, используя опыт и историю XX века в сочетании с компьютерными и полиграфическими технологиями, начали формировать отдельное субкультурное направление — пост-граффити или стрит-арт.

Новое течение ставило своей главной целью приспособление объектов творчества под городскую среду. В отличие от граффити, стрит-арт композиции обычно адаптируются под восприятие публики: образы несут в себе определенный эмоциональный заряд, смысловую нагрузку и удобно считываются на ходу. Работы художников как будто присваивают себе часть городского ландшафта и начинают диктовать свое прочтение прохожему, вовлекая его в диалог, моделируя различные сиюминутные мысли и идеи.

Так повелось, что в России эти «разговоры» редко когда заканчиваются чем-то хорошим для рисунков. Но с другой стороны, та настойчивость, с которой коммунальные службы закрашивают работы, только добавляет им значимости. Временность — одна из ключевых составляющих современного стрит-арта. Благодаря ей уличные рисунки противопоставляются монументальному искусству. А без нее в стрит-арте осталось лишь две составляющие: воля и смысл. Второе играет важнейшую роль. Из-за внутреннего содержания и подтекста стрит-арт с самого начала стал выражением мыслей, которые не принято произносить вслух. То ли оттого, что они слишком банальные, то ли, наоборот, чересчур вызывающие.

Если же из концепции стрит-арта исключить одну из составляющих, например, волю, то появится новое направление — паблик-арт. Это работы, которые выполняются на заказ. Сейчас в некоторых городах стрит-арт художников начинают привлекать к украшению фасадов административных зданий, жилых домов, трансформаторных подстанций и других хозяйственных сооружений. Паблик-арт также отличается тем, что стремится к крупным форматам — муралам. Это добавляет уличному искусству легитимности и фотогеничности, но лишает бунтарского духа и неожиданности.

Расположение рисунков в глазах неосведомленных людей также ставит под вопрос художественную ценность стрит-арта. Яркий образ в подворотне или внутри заброшенного здания скорее оттолкнет, чем заставит присмотреться, а тем более подойти. Ведь если там неожиданно появилось цветное пятно, которое буквально разрывает будничную серость стен, то что будет, если приблизиться? Наверняка тоже «разукрасят».

Улица в первую очередь воспринимается как место, которое выполняют лишь одну важную функцию — обеспечивает комфортное перемещение из одной точки в другую. И от этого привычного процесса по-хорошему ничего не должно отвлекать. Изучать архитектурные решения, подолгу останавливаться среди оживленного потока пешеходов, а тем более рассматривать рисунки на стенах — это привилегия туристов, но никак не деловых жителей города.

Здесь возникает философский вопрос: определяет ли сознание бытие, или наоборот? Попытка встать на одну из сторон в этом споре заведомо обречена на провал, поэтому обойдемся уклончивой позицией: нужно попробовать поддаться современным трендам, а уже потом сформировать свое мнение. Так, кажется, получится сохранить хоть какую-то объективность.

Но за разговорами о времени, воли и смысле в стрит-арте совсем теряется, казалось бы, важная для любого искусства категория — эстетика. Но это на самом деле сделано намеренно, потому что ни для муралов, ни для аккуратных рисунков каноны красоты не так уж важны. Будет ошибочно изучать стрит-арт с точки зрения одной лишь эстетики, не учитывая урбанистических, антропологических и социальных подтекстов. Из всего перечня уличного искусства, можно сказать, что только граффити стремится к выражению через форму, а не содержание.

Сразу стоит оговориться, что современное уличное искусство состоит не только из стрит-арта, паблик-арта, граффити и муралов. Это также трафаретные рисунки, стикеры, постеры или плакаты и инсталляции. То есть художники могут облекать свои мысли в форму тактичных городских высказываний, которые, чтобы заметить, нужно внимательно присмотреться.

Большую роль в популяризации стрит-арта сыграли фестивали, которые собирают художников в одном месте. Они не всегда с кем-то согласовываются, а некоторые работы исчезают быстрее, чем высыхает краска. Одним из ярких примеров «партизанских» фестивалей в России является «Карт-бланш», который с 2018 года проходит на улицах Екатеринбурга. Более легальные: «Место» в Нижнем Новгороде, STENOGRAFFIA в том же Екатеринбурге, «Морфология улиц» в Тюмени, «Стена» в Дербенте, «Крась» в Красноярске, «Окрашено» в Новосибирске, «Неделя уличного искусства» в Новокузнецке, «Арт-овраг» в Выксе, MOST в Москве, «Ярстритарт» в Ярославле и так далее. В действительности их гораздо больше. Пожалуй, в каждом крупном городе найдется что-то свое.

Нельзя сказать, что в Ярославле сформировалось какое-то особенное отношение к уличному искусству. Городская власть поддерживает некоторые инициативы и одновременно с этим бросает дополнительные силы на борьбу с художниками. Однако такие противоречия — это идеальные условия для появления самобытного творчества. Поэтому в Ярославле открылся один из немногих в стране арт-центров, специализирующихся на уличном искусстве, — Unick, команда которого уже шестой год подряд проводит фестиваль «Ярстритарт».

В этом году ярославский фестиваль уличного искусства собрал 40 художников из 13 городов России. За четыре дня они украсили своими работами стоянку ТРЦ «Аура», создали пять муралов и одну большую композицию, которую можно увидеть в Юбилейном парке.

Пройти мимо такого события было сложно. Поэтому мы поговорили с художниками и узнали, почему они занимаются стрит-артом, как в их родных городах относятся к этому и что нужно сделать, чтобы полюбить уличное искусство.